НПБ 109-96 Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности
Реестр Единых Информационно-Технических Записей
База постоянно обновляется
Скачать базу целиком

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НПБ 109-96

МОСКВА

1997

Разработаны Государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ГосНИИВ), Тверским институтом вагоностроения (ТИВ), Мосметрополитеном, Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России.

Внесены и подготовлены к утверждению отделом организации государственного пожарного надзора ГУГПС МВД России.

Утверждены главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 27.06.1996 г.  №  36.

Дата введения в действие 01.01.1997 г.*

Вводятся впервые

__________________

* Пункты 2.3.2 (в части уплотнений дверей и окон), 2.3.3 (в части облицовки стен), 2.5 (в части пожарной нагрузки 35 кг/м2), 5.9, 6.3 и 7.6 настоящих норм вводятся с 01.01.1998 г.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Underground vans. Fire Safety Reguirements

НПБ 109-96

1. Вводная часть

1.1. Настоящие нормы разработаны для повышения уровня безопасности пассажиров и обслуживающего персонала, а также для снижения материальных потерь в результате загораний вагонов и распространяются на проектирование и строительство новых вагонов, а также на реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт и эксплуатацию вагонов инвентарного парка и являются обязательными для всех юридических и физических лиц.

1.2. Вагоны метрополитена, построенные до введения настоящих норм, не прошедшие модернизацию и капитальный ремонт, должны соответствовать техническим условиям (ТУ) и существующей конструкторской документации на эти вагоны.

1.3. При внеплановых видах ремонта вагонов, построенных до введения настоящих норм, запрещается снижать их пожарную безопасность путем замены материалов, проводов и аппаратов на более пожароопасные.

1.4. Пожарная безопасность вагонов* должна быть обеспечена системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями на основе выполнения требований:

------------------

* Определения основных терминов и числовые значения показателей горючести и токсичности, коэффициента дымообразующей способности и индекс распространения пламени приведены в ГОСТ 12.1.004-91 и ГОСТ 12.1.044-89.

Федерального закона «О пожарной безопасности»;

Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ПБ 01-93);

ГОСТ 12.1.004-91;

ГОСТ, ОСТ, ТУ, норм проектирования и других нормативно-технических документов, утвержденным в установленном порядке.

1.5. Настоящие требования должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

2. Требования к материалам и конструкциям для внутренней отделки

2.1. На неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании вагонов, должны быть документально подтвержденные испытаниями пожарно-технические характеристики, включающие в обязательном порядке значения горючести, распространения пламени, дымообразующей способности и токсичности газообразных продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044-89.

Определение показателей пожарной опасности материалов должно проводиться только организациями, аттестованными и имеющими лицензии на данный вид работ.

2.2. Из материалов одной группы горючести выбирают материалы, имеющие более низкие показатели по дымообразующей способности и токсичности.

2.3. Предназначенные для использования в вагонах материалы (в зависимости от их показателей горючести) следует применять для изготовления следующих деталей и конструкций:

2.3.1. Потолки, вентиляционные решетки, диффузоры и воздуховоды вентиляционных установок, каркасы сидений и спинок диванов, ящики аккумуляторных батарей, огнезадерживающие перегородки между аппаратным отсеком, кабиной управления и пассажирским салоном, рассеиватели светильников пассажирского салона (для вновь проектируемых вагонов) должны быть изготовлены из негорючих материалов.

2.3.2. Настилы полов, уплотнения дверей и окон должны быть изготовлены из трудногорючих (трудносгораемых) материалов. При этом показатели токсичности не должны быть менее 40 г/м3, а коэффициент дымообразования не более 1000 м2/кг.

2.3.3. Облицовка стен, покрытия полов, обивки сидений и спинок диванов должны быть выполнены из материалов, не распространяющих или медленно распространяющих пламя. При этом их показатели токсичности не должны быть менее 40 г/м3, а коэффициент дымообразования не более 1000 м2/кг.

2.4. Деревянные детали должны быть подвергнуты глубокой пропитке или другим методам огнезащиты, обеспечивающим их трудногорючесть. Пропитка не должна ухудшать диэлектрических свойств деревянных клиц, соединительных реек и бруса токоприемника.

Перечень применяемых деревянных деталей для каждой модели вагонов согласовывается с заказчиком.

2.5. Расчетная масса приведенной пожарной нагрузки вагона не должна превышать 40 кг/м2, а с 01.01.1998 г. 35 кг/м2. Методика расчета приведенной пожарной нагрузки приведена в приложении 1 настоящих норм.

2.6. Конструкция диванов не должна распространять горение при испытаниях по методике, приведенной в приложении 2 настоящих норм.

3. Требования к нагревательным приборам

3.1. Конструкция электронагревательных приборов и их установка в кабине управления и пассажирском салоне должны удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок, а также указаниям по эксплуатации, приведенным в инструкции завода-изготовителя этих приборов.

3.2. Поверхности стен и полов в зоне установки электронагревательных приборов должны быть экранированы металлическим листом, уложенным на негорючий термоизоляционный материал толщиной не менее 2 мм.

Расстояния от теплоизлучающих поверхностей электронагревательных приборов до ближайших конструктивных элементов должны быть выбраны с учетом нагревания последних в условиях эксплуатации не выше 60 оС.

3.3. Включенное состояние системы отопления вагона должно отображаться световой сигнализацией в кабине управления.

3.4. В вагонах должны применяться электронагревательные приборы только в защищенном (закрытом) исполнении. Каждый электронагревательный прибор должен иметь автоматическую защиту от превышения заданной температуры и величины допустимого тока.

Температура на поверхности приборов должна быть не выше 95 оС.

3.5. К