НПБ 195-2000 Автолестницы пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний
Реестр Единых Информационно-Технических Записей
База постоянно обновляется
Скачать базу целиком

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ И ИХ
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.
ВЫПУСК ИЗ РЕМОНТА.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

НПБ 195-2000

МОСКВА 2001

Дата введения 01.01.2001 г.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, К.Ю. Яковенко, А.П. Ашаков, В.А. Гвоздев) и Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (А.В. Чудаков).

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.

Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 14 декабря 2000 г. № 72.

Дата введения в действие 1 января 2001 г.

Вводятся впервые.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. В настоящих нормах приведены требования к пожарным автолестницам (АЛ) отечественного производства, выпущенным из капитального ремонта, а также методы их испытаний.

1.2. Предприятия, осуществляющие ремонт АЛ, должны иметь лицензию на ремонт пожарной техники, выданную ГПС МВД России, и выполнять требования настоящих норм.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Капитальный ремонт АЛ - комплекс операций по восстановлению не менее 50 % ресурса новой АЛ. Капитальный ремонт АЛ проводится при достижении ею предельного состояния и заключается в замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей.

2.2. Предельное состояние АЛ - состояние автолестницы, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

2.3. Ресурс АЛ - суммарная наработка автолестницы от начала эксплуатации или возобновления эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.

Кроме этого, в настоящих нормах применяются термины, определения которых даны в НПБ 188-2000.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНЫМ АВТОЛЕСТНИЦАМ, ПРОШЕДШИМ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

3.1. Общие требования к АЛ, прошедшим капитальный ремонт

3.1.1. При движении по дорогам с различным покрытием АЛ должна обладать:

а) конструкционной прочностью, исключающей нарушение целостности АЛ и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции;

б) управляемостью и устойчивостью, обеспечивающими безопасное движение на максимальных скоростях с учетом конкретных дорожных условий.

3.1.2. АЛ должна иметь статическую, динамическую устойчивость и прочность:

а) на поверхности с уклоном до 6° включительно;

б) при работе лафетного ствола [подача не менее 20 л/с и давление до 0,6 МПа (6 кгс/см2)] или трех генераторов пены ГПС-600, по ГОСТ Р 50409, или одного генератора ГПС-2000, по ГОСТ 12962, установленных на вершине не прислоненной к опоре лестницы или в люльке.

3.1.3. Полная масса АЛ, распределение ее по осям и бортам, координаты центра масс и коэффициент (и/или угол) поперечной статической устойчивости не должны превышать нормативные параметры более чем на 1 %.

3.1.4. Коэффициент грузовой устойчивости АЛ должен быть не менее 1,4 при отсутствии дополнительных нагрузок*, а при их наличии - не менее 1,15.

* Сила инерции, реакция струи, ветровая нагрузка (при скорости ветра не более 10 м/с).

3.1.5. АЛ должна иметь аварийный привод, позволяющий перевести ее из «развернутого» положения в «транспортное».

3.1.6. На АЛ с высотою подъема более 22 м должно быть исправным устройство, обеспечивающее плавное (бесступенчатое) регулирование скоростей движения лестницы со всех пультов управления (ПУ).

3.1.7. Среднее давление основания выдвижной опоры или специальной подкладки на грунт должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/см2).

3.1.8. Конструкция АЛ должна предусматривать возможность работы автолестницы при установке опор с одной стороны.

3.1.9. АЛ должна быть оборудована механизмом управления двигателем (запуск, остановка и регулировка числа оборотов коленчатого вала двигателя) с размещением органов управления этим механизмом на основном пульте управления.

3.1.10. АЛ должна иметь исправное устройство для крепления эластичного спасательного рукава и, по согласованию с заказчиком, другие специальные средства спасания.

3.1.11. Показатели профильной проходимости АЛ должны соответствовать требованиям ГОСТ 22748. В отдельных случаях, по согласованию с заводом-изготовителем базового шасси и заказчиком, допускается увеличение базы и уменьшение дорожного просвета.

3.1.12. Максимальная скорость АЛ должна быть не менее 80 км/ч, а время разгона до максимальной скорости - не более, чем у новой АЛ.

3.1.13. Тормозные системы и нормативы их эффективности должны соответствовать ГОСТ 22895.

3.1.14. АЛ должна быть оборудована световозвращателями по ГОСТ 20961.

3.1.15. Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу АЛ в течение не менее 6 ч с последующим перерывом не более 1 ч.

3.1.16. АЛ должна иметь исправную систему выравнивания, обеспечивающую отклонение ступеней лестницы от горизонтального уровня не более 2°.

3.1.17. Усилия на органах управления не должны превышать значений, предусмотренных ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

3.1.18. Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации АЛ, не должен превышать значений, установленных ГОСТ 16842 и ГОСТ 17822.

3.1.19. АЛ должна быть снабжена исправным счетчиком моточасов работы привода лестницы, который автоматически включается при включении коробки отбора мощности (КОМ).

3.1.20. В случае использования дополнительного съемного оборудования на вершине АЛ механизм изменения угла ее наклона должен обеспечивать расположение элементов крепления съемного оборудования на высоте не более 1,5 м от опорной поверхности, а при наличии люльки - возможность ее опускания на эту поверхность.

3.1.21. Климатическое исполнение АЛ должно соответствовать У или Т категории I по ГОСТ 15150.

3.1.22. Не допускается течь рабочей жидкости в гидросистеме АЛ.

3.1.23. Цветографическая схема окраски наружных поверхностей АЛ и установка специальных световых и звуковых сигналов - по ГОСТ Р 50574.

3.1.24. Поручни и ручки замков отсеков платформы должны иметь защитно-декоративное покрытие по ГОСТ 9.303.

3.1.25. Наружные поверхности АЛ должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже IV класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации У1 для исполнений У, ХЛ1 -для исполнений ХЛ по ГОСТ 9.104.

3.1.26. Нижние поверхности платформы, кабины, отсеков, подножек должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже У класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации согласно п. 3.1.25 настоящих норм.

3.1.27. Все масленки, установленные на АЛ, должны быть окрашены в желтый цвет.

3.1.28. Топливный бак должен обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.

3.1.29. Условия компоновки АЛ должны допускать перенос топливного бака и аккумуляторов с их штатных мест на базовом шасси на другое место без ухудшения работы двигателя шасси.

3.1.30. Независимо от технического состояния к дальнейшему использованию не допускаются и должны быть заменены замковые и пружинные шайбы, шплинты, сальники, манжеты, уплотнительные кольца и прокладки.

3.1.31. АЛ должна соответствовать ГОСТ 12.2.037 в части требований безопасности к пожарным машинам, ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436 - по уровню шума, ГОСТ 12.1.012 - по уровню вибрации.

3.1.32. Детали резьбовых соединений должны быть надежно закреплены, покрыты смазкой (солидол Ж, ГОСТ 1033, или солидол С, ГОСТ 4366), а стопорящие детали должны надежно удерживать их в требуемом положении.

3.1.33. Сварные швы должны быть зачищены. В сварных соединениях не допускаются трещины, непровары, наплывы, подрезы, свищи, скопления пор и шлаковых включений, которые ухудшают внешний вид и снижают прочность изделий.

3.1.34. Разрывы и трещины (выпучивание) резинотехнических изделий (шарниров, втулок, эластичных муфт, защитных кожухов и чехлов) не допускаются.

3.1.35. Ресурс АЛ, прошедшей капитальный ремонт, должен составлять не менее 50 % от ресурса новой.

3.2. Требования к двигателю

3.2.1. Двигатель должен быть отрегулирован в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на данную модель.

3.2.2. Двигатель должен запускаться в теплом боксе после не более чем трехкратного включения стартера на время до 5 с. Двигатель, прогретый до рабочей температуры, должен устойчиво работать на холостом ходу и при полностью открытой воздушной заслонке.

3.2.3. При работе двигателя не должно прослушиваться посторонних шумов и стуков.

3.2.4. В период ремонта в двигателе должны быть заменены масло и воздушный фильтр, центрифуга очищена и вымыта.

3.2.5. Содержание окиси углерода в отработавших газах АЛ с карбюраторными двигателями не должно превышать величин, установленных ГОСТ 17.2.2.03.

3.2.6. Дымность отработавших газов автомобилей с дизельным двигателем не должна превышать величин, установленных ГОСТ 17.2.2.01.

3.2.7. В топливной системе двигателей не допускаются протечки топлива.

3.3. Требования к сцеплению

3.3.1. Сцепление должно плавно и полностью выключаться и включаться. Пробуксовка сцепления и шум выжимного подшипника не допускаются.

3.3.2. Свободный и рабочий ход педали сцепления должен соответствовать нормативным параметрам. Педаль сцепления должна возвращаться в исходное положение после снятия с нее усилия.

3.4. Требования к коробке передач, раздаточной коробке и коробке отбора мощности

В коробке передач, раздаточной коробке и коробке отбора мощности не допускаются:

а) шум и скрежет при переключении передач, имеющих синхронизаторы;

б) самопроизвольное выключение передач.

3.5. Требования к карданной передаче

В карданной передаче не допускаются:

а) люфт в шлицевом соединении, подшипниках крестовин и промежуточной опоры;

б) стук и вибрация при вращении.

3.6. Требования к ведущим мостам, ступицам

В ведущих мостах и ступицах не допускаются стук, повышенный шум при трогании с места, движении и торможении АЛ, переключении передач.

3.7. Требования к подвеске

В подвеске не допускаются:

а) стук при движении АЛ или ее раскачке;

б) зазоры в шарнирах реактивных тяг и осях балансиров.

3.8. Требования к рулевому управлению

Рулевое управление должно соответствовать требованиям ГОСТ 21398.

Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать значений, указанных в ГОСТ 25478.

в рулевом управлении не допускаются:

а) рывки и заедания при вращении рулевого колеса во всем диапазоне угла его поворота;

б) перемещения узлов относительно кузова или друг друга, не предусмотренные конструкцией АЛ.

3.9. Требования к тормозным системам

3.9.1. Эффективность рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозных систем должна соответствовать ГОСТ 22895 и ГОСТ 25478. Нажатие на педаль тормоза должно обеспечивать одновременное торможение колес левой и правой сторон одной оси.

3.9.2. При резком торможении педаль рабочего тормоза не должна доходить до упора. Свободный ход педали тормоза, рабочий ход рычага стояночного тормоза должны соответствовать нормативным па